5 главных выставок этой осени

Если в сентябре и октябре нет ничего приятнее, чем собирать букеты из кленовых листьев, устраивать пикники и долго гулять среди разноцветных деревьев, то в ноябре лучшее решение — устроиться с любимой книжкой дома или сходить в музей. Тем более, что этой осенью там есть на что посмотреть: перед вами 5 лучших выставок этого сезона, которые я ни за что не пропущу.

«Василий Поленов» в Новой Третьяковке 

17 октября 2019 — 16 февраля 2020

Вслед за такими бестселлерами, как выставка Серова, Айвазовского и Репина, Третьяковка отдает дань Поленову, который в этом году отметил бы свой 175 день рождения. Вас ждут не просто более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний, а настоящее путешествие. Встреча со старой Москвой, ушедшей дворянской усадьбой и, конечно, своим собственным детством на даче, когда заросший пруд и бабушкин сад казались самыми волшебными местами на свете. А если художник найдет у вас отклик, советую съездить в его дом-музей «Поленово» в Тульской области, рассмотреть обстановку, в которой жил писатель, погулять среди пожелтевших берез и пройтись по берегу Оки. По-моему, идеальная поездка из Москвы на выходные.

К 150-летию со дня рождения Константина Сомова «Русский музей» подготовил отличную ретроспективу, которую, увы, в столицу не привезут. Тем больше поводов посетить северный город. Маскарад, театр, балет, поцелуи и кокетство — вот основные сюжеты картин, прославивших одного из самых успешных учеников Репина. Но было не только это. Однозначно стоит посмотреть на виртуозные автопортреты Сомова, на его жанровые сценки, пейзажи, иллюстрации и портреты Блока и Бенуа. Кстати, Сомова ценят не только в России, в 2006 и 2007 годах его работы поставили рекорды на торгах русского искусства Christie’s в Лондоне: картина «Русская пастораль» (1922) была продана за наивысшую тогда сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов.

Хоть импрессионизм одно из наиболее известных направлений живописи, представители которого были практически во всех уголках света. Наибольшую славу снискали, конечно, его основоположники — французы. Тогда как итальянцы, испанцы и другие представители европейских стран оказались вне нашего поля зрения. Музей русского импрессионизма решил исправить эту несправедливость. До 26 января в здании на Ленинградском проспекте можно увидеть полотна Хоакина Сорольи, Рамона Казаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола и других знаменитых испанцев. Яркая палитра, смелые мазки, солнечные блики и переливы волн — то, что нужно, чтобы справиться с осенней хандрой. 

Честно, как бы я не любила картины художников, изящные скульптуры и смелые эскизы, самой главной выставкой не только этой осени, но и этого года я считаю — «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в музее «Гараж». Да, пускай не идеально, и есть вопросы, но очень здорово, что в таком формате и так заметно говорят об экологии и о нашем будущем, которого может и не быть, если мы все не начнем относиться к своей планете, как к любимому дому.  Экологическая повестка уже сейчас становится один из основных  (вспомните хотя бы Грету Тунберг), и ее невозможно не замечать. 

Пятую выставку выбрать оказалось сложнее всего, ведь в Эрмитаже будет Рембрандт, правда не привозной, а свой собственный, в MMOMA — Йоко Оно, а в Манеже — Дайнека. Поэтому я решила остановиться на той, что мне самой ближе всего — «Фаберже и придворные ювелиры» в Историческом музее, ведь я настоящий фанат декоративно-прикладных шедевров и ювелирного искусства. Все эти табакерки, шкатулочки, вазочки, ключницы, бонбоньерки, часы и медальоны, инкрустированные жемчугом, бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами — красота, да и только!